Римтест > Полезная информация > Разработка паспорта безопасности объекта

Паспорт безопасности объекта (далее – ПБО) информирует об антитеррористической защищенности здания. Документ разрабатывается для помещений или территорий, для которых характерно большое скопление людей, определяет перечень необходимых мероприятий, действий по пресечению терактов.
Разработку паспорта безопасности объекта можно делегировать специалистам московского центра сертификации “Римтест”. Оперативно оформим документ строго с требованиями законодательства. На стоимость процедуры, которая начинается от 100 000 рублей, влияет категория объекта.
На каких объектах нужен паспорт безопасности
Разработка ПБО обязательна для учреждений, зданий, территорий, которые относятся к потенциально опасным:
- торговых центров, рынков, супермаркетов, прочих мест массовой торговли;
- детсадов, школ, средних специальных и высших учебных заведений;
- больниц, поликлиник, аптек;
- заведений общественного питания;
- офисов;
- храмов;
- музеев, кинотеатров, библиотек, других учреждений культуры;
- предприятий промышленности;
- топливно-энергетических комплексов;
- гостиниц, отелей, туристических баз, санаториев;
- спортобъектов, тренажерных залов;
- аэропортов, вокзалов, станций метро;
- гос. органов власти.
Согласно КоАП РФ, за отсутствие предписанного паспорта безопасности объекта физлица рискуют получить штраф до 5000 рублей, руководители предприятий — до 50000, компании — до 500000. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (например, террористической атаки) и при отсутствии документа к руководителям и лицам, ответственным за составление паспорта безопасности, применяются уголовные наказания.

Нормативная база для разработки паспорта безопасности
Антитеррористическая защищённость (далее – АЗ) объектов регламентируется Федеральным законом № 35 от 6.03.2006, согласно которому к местам (точкам) массового пребывания людей относятся городские здания, территории, зоны общего пользования, где в одно время может присутствовать свыше 50 человек.
Общие правила разработки мероприятий по АЗ утверждены ПП РФ № 1244 от 25.12.2013. При этом для каждого категории зданий и территорий существуют отдельные нормативные-правовые акты (НПА), которые регулируют разработку паспорта безопасности объекта. Например:
- ПП РФ № 202 от 6.03.2015 для спортобъектов;
- ПП РФ № 1235 от 7.10.2017 для учреждений образования;
- ПП РФ № 1273 от 19.10.2017 для торговых точек;
- ПП РФ № 471 от 19.04.2019 для общественного транспорта;
- ПП РФ № 447 от 14.04.2017 для отелей.
НПА устанавливают порядок категорирования помещений, форму ПБО, порядок его оформления, содержание, комплекс мероприятий по защите здания.
Категорирование подконтрольных объектов
Требования к антитеррористической защищенности конкретного здания зависит от его категории. Поэтому перед разработкой паспорта безопасности проводят категорирование объекта по числу потенциальных пострадавших в случае возникновения опасности и возможному размеру ущерба.
К 1-й категории относят помещения с количеством предполагаемых пострадавших свыше 1000 человек, ко 2-й — от 200 до 1000 человек, к 3-й — от 50 до 200 человек. Возможный материальный ущерб при теракте на объектах 1-й категории составляет более 50 млн рублей, 2-й категории — от 15 до 50 млн, 3-й категории — от 5 до 15 млн.
Категорирование действующих или вводимых в эксплуатацию зданий проводит комиссия, в состав которой входит владелец / арендатор, представители органов правопорядка, МЧС, местной администрации, профильных ведомств.
Категория объекта влияет на содержание паспорта безопасности, определяет количество и характер мероприятий, обеспечивающих защиту.
Содержание паспорта безопасности объекта
Паспорт безопасности здания (территории) содержит информацию:
- о категории, основном виде деятельности, общей площади объекта;
- количестве арендаторов, сотрудников, посетителей;
- участках и элементах, способных привести к аварийной или критической ситуации;
- людских потерях, нарушениях инфраструктуры, экономическом ущербе и иных возможных последствиях, если случится террористическая атака;
- специалистах и средствах, привлекаемых для обеспечения защиты;
- мерах пожаробезопасности;
- порядке действий сотрудников для ликвидации угрозы, последствий теракта.
К паспорту безопасности прилагаются акты обследования здания, схема расположения с указанием постов охраны, схема коммуникаций, инструкции и планы эвакуации, выводы об уровне защищенности объекта, рекомендации по ее повышению.
Мероприятия по обеспечению защиты объекта
Важный этап оформления паспорта безопасности объекта — это разработка антитеррористических мер по предупреждению прохода неизвестных лиц на территорию, проноса оружия, распространения секретной информации, по пресечению теракта, минимизации его последствий.
С этой целью на объекте вводят пропускной режим, устанавливают турникеты, организуют работу поста охраны на входах, видеонаблюдение территории. Одним из средств обеспечения безопасности является наличие тревожной кнопки, сигнал от которой автоматически передается на дежурный пост в полиции или Росгвардии. При необходимости вход на территорию возможен только после проверки (сканирования) личных вещей и багажа.
В инструкциях фиксируют все действия персонала при возникновении внештатных ситуаций, возможные пути экстренной эвакуации сотрудников и посетителей здания.
Согласование и хранение паспорта безопасности
Оформление документа проводится в соответствии с формой, утвержденной в ПП РФ для конкретных видов организаций.
Согласование паспорта безопасности объекта проходит в органах МЧС, МВД, Росгвардии, ФСБ. В каждое из ведомств направляют копию готового документа. В зависимости от области деятельности, категории, местоположения здания срок согласования — до 45 дней. Документ утверждается районной администрацией.
Документ оформляется на 5 лет. Если паспорт безопасности составлен для учреждений культуры, промышленных объектов или мест скопления большого количества людей, то срок действия составляет 3 года.
Каждые 3 года, даже если срок действия паспорта не закончился, проводят его актуализацию. Процедура включает проверку содержания документа на соответствие действующим требованиям законодательства. Внепланово нужно актуализировать паспорт, если изменилось назначение объекта, его площадь или способы обеспечения безопасности.
После окончания срока действия документ хранится 5 лет.
Документация для составления паспорта безопасности объекта
Для разработки паспорта при содействии экспертов центра “Римтест” необходимо заполнить заявку, предоставить комплект документов, который состоит:
- из реквизитов компании;
- регистрационной и учредительной документации;
- сведений об объекте (вид деятельности, местоположение, площадь, число сотрудников, количество посетителей, график работы);
- проектных документов (планировка, схемы эвакуации);
- инструкций для персонала;
- перечня технических средств обеспечения защиты, их расположения на территории;
- акта обследования здания с указанием категориальной принадлежности объекта.
Точный список необходимой для оформления документации эксперты центра составят после предварительной консультации с заказчиком.
Этапы оформления ПБО
Оформление паспорта безопасности объекта проходит в определенном порядке. Сначала руководителем (арендатором) здания создается комиссия по обследованию территории, состав которой утверждается приказом, и передается обращение в ФСБ, Росгвардию, полицию с просьбой предоставить сотрудников для работы в комиссии.
Важный этап разработки — обследование сооружения (территории) комиссией на АЗ, возможные угрозы, определение действий по их устранению, категорирование территории, составление акта обследования.
После получения акта заполняются все пункты паспорта согласно форме, указанной в Постановлении Правительства РФ для профильной организации. Документ утверждается руководителем и направляется на согласование в уполномоченные ведомства.
Чтобы уточнить детали составления паспорта безопасности объекта и его стоимость, отправьте свой номер телефона через специальную форму на сайте и дождитесь звонка эксперта. Консультации бесплатные. Обращайтесь!





