О безопасности железнодорожного подвижного состава
Регламент, регулирующий вопросы безопасности подвижного состава, утвержден Правительством РФ – постановление от 15.07.2010 г под № 524.
В силу документ вступит 02.08.2013 года.
Область применения
Требования регламента касаются проектирования, изготовления и оценки соответствия ж/д подвижного состава, его составных частей, выпуск которых планируется на территории РФ для использования на путях общего, необщего пользования, со скоростью не больше 200 км/ч.
Под составной частью подвижного состава подразумеваются сборочные единицы, детали, которые входят в конструкцию подвижного состава и обеспечивают безопасность его использования, безопасность пассажиров и персонала, обслуживающего состав.
В подвижной состав входят:
- мотор-вагонный подвижной состав;
- локомотивы;
- специальный ж/д подвижной состав;
- грузовые и пассажирские вагоны.
В приложении № 1 ТР дан полный перечень составляющих подвижного состава.
Не распространяется действие регламента на подвижной состав ж/д транспорта технологического назначения.
Требования регламента считаются обязательными для исполнения:
- федеральными органами, представляющими исполнительную власть;
- физическими, юридическими лицами, которые занимаются проектированием, изготовлением и оценкой подвижного состава, его составляющих;
- владельцами подвижного состава и инфраструктуры ж/д транспорта, предназначенного для общего, необщего пользования.
Идентификация продукции
Согласно регламенту, продукция – это подвижной состав, его составные части.
В статье 11 раздела І регламента указано, что продукция, которая выпускается для использования на территории РФ, должна быть идентифицирована.
Проводят идентификацию путем отбора образцов и проведения испытаний, оценивая образцы визуально, изучая представленную сопроводительную документацию, маркировку продукции и упаковки.
Результаты проведения идентификации фиксируются в протоколе о проведении испытаний.
Требования безопасности
Регламентом установлены минимальные требования к безопасности, которые касаются:
- безопасности излучений;
- взрывобезопасности;
- биологической безопасности;
- механической безопасности;
- электрической безопасности и электромагнитной совместимости;
- пожарной безопасности;
- химической безопасности;
- термической безопасности;
- единства измерений.
В разделе ІІ технического регламента указано, что безопасность подвижного состава обеспечивается путем:
- применения проверенных технических решений;
- проведения опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ;
- установления срока службы состава;
- установления сроков проведения ремонтов и технического обслуживания;
- установления критериев оценки предельного состояния продукции;
- определения способов утилизации продукции;
- определения процедур проведения оценки соответствия.
Железнодорожный состав, его части должны, в свою очередь, обеспечивать:
- выполнение условий использования состава независимо от механических, климатических воздействий;
- соблюдение габарита состава;
- техническую совместимость с другими ж/д составами и инфраструктурой ж/д транспорта;
- минимальный риск схождения колес с рельс;
- минимальный риск опрокидывания состава на криволинейных участках ж/д пути;
- допустимый тормозной путь;
- экологическую безопасность;
- пожарную безопасность;
- энергетическую эффективность.
Выше указаны основные требования к ж/д составу, с полным списком можно ознакомиться в ст. 20 раздела ІІ настоящего регламента.
Маркировка
На подвижном составе обязательно проставляется маркировка, с помощью которой можно идентифицировать продукцию:
- знак обращения;
- наименование изготовителя продукции;
- наименование изделия, его серия/тип, номер;
- дата производства;
- масса упаковки;
- конструкционная скорость;
- данные в виде таблички или надписи о проводившихся ремонтных работах;
- число мест – для составов, предназначенных для перемещения оперативно-ремонтного персонала или пассажиров.
Проведение оценки соответствия регламентировано разделом ІІІ нормативного документа.