О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта
Регламент, устанавливающий правила безопасной эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта, был принят Правительством РФ 15.07.2010.
Область применения регламента
Требования ТР касаются проектирования, изготовления, строительства, установки, наладки, введения в эксплуатацию, оценки соответствия высокоскоростного ж/д транспорта, его инфраструктуры и составных частей.
Объекты технического регулирования согласно регламенту:
- высокоскоростной подвижной состав, его составные части, которые используются на путях с колеей 1520 мм в ширину, со скоростью больше 200 км/ч.
- железнодорожные пути, телемеханика, автоматика, электросвязь, электроснабжение, станционные устройства, сооружения, здания;
- составные части указанных выше подсистем инфраструктуры высокоскоростного ж/д состава и их элементы. Полный перечень составных частей и элементов дан в приложениях к регламенту № 1 и № 2.
Требования настоящего регламента обязательны для исполнения для федеральных органов власти, физических, юридических лиц, деятельность которых связана с созданием проектов, изготовлением, строительством, установкой, наладкой, введением в эксплуатацию и оценкой соответствия инфраструктуры высокоскоростного транспорта, владельцев инфраструктуры и высокоскоростного ж/д состава.
Согласно определению, данному в п. 7 раздела І, высокоскоростным ж/д подвижным составом следует называть вагоны – моторные и немоторные, формирующие подвижной состав, который предназначен для перевозки багажа, пассажиров, почты на скорости 200 км/ч.
В этом же пункте даны другие определения, касающиеся высокоскоростного ж/д транспорта.
Идентификация продукции
Согласно регламенту, продукция – это высокоскоростной ж/д подвижной состав, его составные части, элементы инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта.
Продукция, которая проходит оценку соответствия, должна быть идентифицирована.
Проведение идентификации заключается в том, что отбираются образцы продукции, проводятся испытания, визуальный осмотр. Данные осмотра и испытаний сравниваются с сопроводительной документацией, маркировкой, требованиями регламента.
Результаты проведения идентификации обязательно фиксируются в протоколе испытаний.
Требования безопасности
Настоящий регламент устанавливает минимальные требования к взрывобезопасности, безопасности излучения, гидрометеорологической, биологической, механической, пожарной, промышленной, химической, электрической безопасности, к электромагнитной совместимости высокоскоростного ж/д подвижного состава.
Безопасность продукции и инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта обеспечивается путем:
- проведения на этапе проектирования опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ;
- установления допустимых сроков службы продукции;
- установления сроков проведения технического обслуживания, ремонтов;
- тщательного подбора веществ и материалов, применяющихся на этапах проектирования, изготовления, строительства, наладки, эксплуатации продукции;
- установления критериев оценки предельного состояния продукции;
- установления контроля за соблюдением требований проекта;
- установления параметров опасных климатических условий для работы высокоскоростного состава;
- проведения оценки соответствия.
Продукция, в свою очередь, по своему техническому состоянию и прочности должна обеспечивать безопасное передвижение высокоскоростного ж/д состава.
Подробно требования к высокоскоростному транспорту изложены в разделах ІІ, ІІІ настоящего регламента.
Маркировка состава
Железнодорожный высокоскоростной состав согласно конструкторской документации должен быть соответствующим образом маркирован. На него должна быть нанесена в виде надписей, знаков следующая информация:
- знак обращения;
- наименование производителя;
- наименование изделия, его серия, номер или тип;
- дата производства;
- масса упаковки;
- конструкционная скорость;
- количество проведенных ремонтов;
- количество мест.