О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта
Регламент, установивший требования к безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта, был утвержден Правительством РФ – постановление № 525 от 15.07.2010 г.
Требования регламента касаются проектирования, изготовления, строительства, монтажа, приема в эксплуатацию, оценки соответствия объектов инфраструктуры.
Согласно определению, данному в п. 7 раздела І настоящего регламента, под безопасностью инфраструктуры понимают такое ее состояние, при котором риск причинения вреда здоровью и жизни граждан, их имуществу, имуществу государства, физических и юридических лиц, окружающей среде, отсутствует.
Область применения ТР
Под действие настоящего регламента попадают:
- железнодорожные пути, железнодорожная автоматика, электроснабжение, электромеханика, электросвязь, устройства и здания, станционные сооружения;
- составляющие подсистем инфраструктуры и их элементы – их список находится в приложении № 1 регламента.
Не распространяется действие норматива на инфраструктуру технологического и высокоскоростного ж/д транспорта – предназначенную для передвижения поездов на скорости, превышающей 200 км/ч.
Требования регламента обязательны для исполнения:
- владельцами инфраструктуры;
- федеральными органами, представляющими исполнительную власть;
- физическими, юридическими лицами, занимающимися проектированием, изготовлением, строительством, монтажом, наладкой, приемом и вводом в эксплуатацию, оценкой соответствия объектов инфраструктуры ж/д транспорта.
Требования к безопасности
Безопасность инфраструктуры и продукции согласно регламенту осуществляется путем:
- использования проверенных технических решений;
- проведения опытно-конструкторских или научно-исследовательских работ;
- назначения допустимого срока службы эксплуатации объектов инфраструктуры и установления критериев оценки их предельных состояний;
- регулярного проведения технического обслуживания, ремонта;
- подбора веществ и материалов, которые можно использовать для проектирования, изготовления, строительства, монтажа, наладки, введения в эксплуатацию объектов инфраструктуры;
- определения способов утилизации продукции;
- проведения оценки соответствия.
Согласно определению, данному в п. 7 раздела І ТР, продукцией называют элементы составляющих подсистем инфраструктуры ж/д транспорта и их совокупность.
Продукция и объекты инфраструктуры должны обеспечивать выполнение условий эксплуатации, техническую совместимость с подвижным железнодорожным составом, а также соблюдение габарита приближения зданий.
В соответствии с регламентом продукция должна быть промаркирована так, чтобы ее можно было идентифицировать. Маркировка должна содержать:
- номер;
- знак обращения на территории РФ;
- дату изготовления;
- табличку изготовителя;
- надписи о свидетельствовании контрольных приборов и резервуаров.
Перед введением в эксплуатацию на объекты инфраструктуры должны быть нанесены предупреждающие знаки, надписи, информирующие об условиях безопасного использования.
В статье 32 раздела ІІ Технического регламента установлены требования к безопасности железнодорожного пути, его составных частей и их элементов.
В ст.ст. 33-35 раздела ІІ ТР поданы требования к инфраструктуре ж/д транспорта, обязательные для исполнения при проектировании, изготовлении, строительстве, наладке и монтаже, введении в эксплуатацию объектов и продукции:
- требования к электроснабжению;
- требования к телемеханике и железнодорожной автоматике;
- требования к железнодорожной электросвязи.
В статье 36 ТР указаны обязательные требования, обеспечивающие безопасность станционных зданий, сооружений, устройств.
Оценка соответствия
Оценку соответствия проводят следующими методами:
- государственная экспертиза и прием в эксплуатацию объектов инфраструктуры;
- обязательное подтверждение соответствия;
- контроль строительства.