Римтест > Медицинские изделия > Сертификация тканевых масок
Нужна ли сертификация защитных тканевых масок?
Необходимость прохождения обязательной оценки зависит от вида изделий и их назначения. В продаже можно встретить несколько видов масок: медицинского назначения, относимые к средствам индивидуальной защиты и маски, выполняющие декоративную функцию.
Так какие именно документы оформляются?
Виды масок
Нужна ли сертификация тканевых масок? Этот вопрос стал особенно актуальным в период пандемии, когда резко увеличился спрос на медицинские, защитные и тканевые изделия для органов дыхания.
Определение вида разрешительного документа, который оформляется на те или иные виды масок, проводится исходя из итогов их идентификации на основании кода ТН ВЭД, назначения и состава.
Основные виды изделий:
- маски медицинские. Могут быть одноразового и многоразового использования. Служат для предупреждения распространения различных заболеваний. Их применение обеспечивает стерильность при выполнении мед. процедур и операций. Маски используются медицинскими работниками, пациентами, потребителями в любых условиях, требующих защиты от различного рода инфекций;
- маски, используемые в качестве СИЗ. К данной категории относятся изделия обеспечивающие защиту потребителя от воздействия негативных факторов – пыли, частиц, микробиологических и химических угроз для органов дыхания;
- маски, изготовленные из текстильных материалов. Имеют только декоративные функции – они не могут защищать от воздействия вирусов и различных опасных факторов. Предназначены для защиты лица от прикосновения руками.
Какие оформляются разрешительные документы?
1. Оформление РУ на мед. маски
Оценка соответствия продукции, предназначенной для использования в медицинских целях, проходит в форме регистрации. По результатам процедуры заявителю выдается регистрационное удостоверение – РУ.
РУ регистрируется в Росздравнадзоре.
Стандартный порядок регистрации достигает срока 12 месяцев.
С 19 марта 2020 года для мед.товаров (перчаток, мед. халатов, бахил, респираторов, масок) была введена упрощенная процедура получения РУ в связи с пандемией коронавируса – для оформления РУ на мед. маски необходимо собрать минимальный пакет документов. После их анализа на достоверность осуществляется регистрация РУ в течение 3-5 дней.
В следующие 150 дней необходимо получить протокол испытаний и предоставить его в Росздравнадзор, иначе РУ будет аннулировано.
После прохождения всех этапов и проведения регистрации РУ действует бессрочно.
2. Оценка качества и безопасности СИЗ
При реализации продукции, относимой к СИЗ, используются положения ТР ТС 019/2011. Оценка соответствия проводиться в форме сертификации или декларирования – сертификат оформляется на СИЗ, защищающие от чрезвычайно опасных факторов (например, химических испарений), а декларация на все остальные виды масок.
Для оценки соответствия СИЗ проводятся исследования образцов продукции в лабораторных условиях, оформляется протокол испытаний (ПИ). Для оформления ПИ продукция оценивается по требованиям безопасности, указанным в регламенте. Это может быть:
- обеспечение защиты в пределах свойств, заявленных производителем;
- отсутствие в составе маски опасных веществ, негативно влияющих на потребителя;
- обеспечение эргономичности формы;
- отражение в эксплуатационной документации на изделие информации по защите от опасных факторов и особенностях эксплуатации товара.
- наличие полного комплекта сменных частей, если они предусмотрены нормативной документацией.
При оформлении сертификата на серийный выпуск дополнительно проводят производственный контроль (по его результатам составляется акт анализа производства).
Срок действия сертификата и декларации по ТР ТС – 1, 3 или 5 лет.
При условии оформления сертификата на серийный выпуск со сроком действия более одного года производитель ежегодно должен проходить инспекционный контроль. По его результатам выносят решение о:
- дальнейшем использовании разрешительного документа;
- аннулировании сертификата;
- временном приостановлении действия разрешительной документации.
На каждое изделие, выпускаемое в продажу, наносят единый знак «ЕАС» с учетом следующих требований:
- маркировка проводится перед выпуском продукции в обращение;
- знак наносится только после того, как разрешительный документ регистрируется и сведения о нем появляются в реестре.
3. Оценка соответствия тканевых масок
Указанная продукция не относится к мед. изделиям и не является СИЗ, а, следовательно, не подлежит обязательной оценке соответствия. На изделия оформляются:
- отказное письмо на товар или отрицательное решение ОС (органа по сертификации). Документ оформляется для подтверждения информации о том, что товар не попадает под обязательные процедуры оценки соответствия;
- добровольный сертификат.
Добровольная сертификация тканевых масок заключается в оценке качества товаров по требованиям ГОСТ или ТУ. Наличие добровольного сертификата способствует увеличению спроса на продукцию и продвижению ее на рынке.
По результатам сертификации бытовых тканевых масок разрешительный документ регистрируется в реестре СДС (системы добровольной сертификации) сроком на 1 или 3 года.

Какие документы нужны для сертификации?
Предприниматель, обращаясь в ЦС, предоставляет:
- копии ИНН и ОГРН;
- данные о товаре – наименование, коды ТН ВЭД, характерные признаки, особенности применения;
- данные о производителе и иные сведения.
Процедура оформления состоит из:
- Предоставления комплекта документации.
- Отбора образцов испытаний в лаборатории.
- Проведения оценки качества и безопасности.
- Получения протокола с результатами.
- Оформления разрешительного документа и проведения его регистрации.
- Добровольной сертификации.
Для уточнения деталей сотрудничества по оценке соответствия конкретного товара, обратитесь к специалистам ЦС «Римтест» по телефону или в режиме онлайн.
Консультации бесплатны!





