Римтест > Сертификация услуг > Сертификация предприятий общественного питания
В сфере общественного питания компании занимаются изготовлением блюд и напитков, их реализацией как на территории заведения, так и в других форматах (например, навынос, кейтеринг, доставка).
Законодательно не установлено требований об обязательной сертификации услуг, однако предприниматели вправе пройти оценочные процедуры добровольно в целях укрепления конкурентных позиций на рынке.
Каким обязательным требованиям должен отвечать общепит?
Рестораны, бары, кафе, столовые и прочие предприятия сферы общественного питания должны иметь следующие документы для ведения предпринимательской деятельности:
- лицензии – требуется для всех организаций, в меню которых имеется алкоголь;
- разрешительные документы (сертификаты, декларации, СГР и иные) на сырье, полуфабрикаты, посуду и т.д.;
- технико-технологические карты (ТТК) – в документе указывается ингредиентный состав блюд (с разграммовкой), нормы выхода готового продукта, порядок организации технологических операций, требования к сырью и т.д.;
- производственные инструкции – определяют порядок разделки продуктов питания, мытья плодоовощной продукции, хранения инвентаря и т.д.;
- журналы контроля – позволяют контролировать безопасность фритюрных жиров, качество готовых блюд, гигиену персонала;
- сертификат ХАССП. Заведения сферы общепита обязаны внедрить принципы системы менеджмента качества (СМК) по ГОСТ Р ИСО 22000 согласно требованиям ТР ТС 021/2011.
С какой целью проводится сертификация предприятий общественного питания?
Согласно ФЗ №184 от 27.12.2002 г., предприятия общепита вправе оформить добровольный сертификат на оказываемые услуги. Документ дает компании следующие преимущества – возможность:
- формирования положительной репутации на рынке, что особенно важно при расширении географии сети, открытии новых точек;
- укрепления доверия посетителей;
- сотрудничества с сетевым ритейлом, с крупными компаниями (например, в рамках кейтеринга, доставки обедов в офис);
- получения преференций при участии в тендерах и т.д.
После завершения оценочных мероприятий компания получает право использования знака качества СДС (системы добровольной сертификации), в которой проводилась проверка.
Добровольная сертификация услуг общепита
Оценку соответствия в СДС могут пройти любые заведения общепита независимо от того, располагают ли они залами для обслуживания клиентов.
Сертификация услуг общественного питания проводится согласно ГОСТ 57518-2017.
В стандарте указаны три схемы оценки:
Номер схемы |
Содержание |
1 |
Предполагает проверку квалификации конкретного специалиста, его знания нормативной документации. Применяется для операторов доставки и частных мастеров (например, кулинаров), которые реализуют свою продукцию через торговые сети или напрямую клиентам. |
2 |
Предполагает оценку процессов оказания услуг: наличие материально-технической базы и нормативной документации, соблюдение принципов санитарии и гигиены в цехах и зале обслуживания, стабильность услуг, квалификация работников предприятия и т.д. Применяется для оценки производства определенных позиций из меню, организации доставки. |
4 |
Предполагает оценку функционирования заведения в целом: проверку материально-технического оснащения, квалификации работников, санитарии на производстве, условий функционирования торговой точки и т.д. Применяется для сертификации кафе, баров, ресторанов и прочих предприятий общепита. |
Сертификат на срок не более трех лет.
Оценка соответствия СМК заведений общепита
Сертификация предприятий общественного питания может быть проведена в рамках международного стандарта ISO 22000 или его российского аналога ГОСТ Р ИСО. В ходе оценочных мероприятий проверяются принципы СМК, внедренные в компании – наличие систем:
- идентификации производственных рисков;
- определения критических точек (ККТ), т.е. тех этапов производства, на которых требуется контроль рисков;
- установления пределов для ККТ и составление инструкций относительно действий в случае их достижения;
- документирования;
- построения системы мониторинга, внутреннего и внешнего контроля.
Сертификат на СМК оформляется на 3 года.
Как сертифицировать услуги общепита?
В целях проведения оценки соответствия предпринимателю необходимо заполнить заявку, направить ее специалистам центра (органа) по сертификации вместе с:
- сканами ОГРН, ИНН;
- описанием деятельности заведения, сертифицируемых услуг (указанием кодов ОКВЭД, ОКПД2);
- технической документацией;
- документами о праве собственности / аренды занимаемых помещений;
- сертификатами / декларациями на применяемое сырье, материалы и оборудование;
- подтверждением квалификации сотрудников и иными (по запросу).
По итогам анализа специалисты принимают решение о возможности проведения сертификации. Оценка качества услуг может быть проведена дистанционно или «на месте». Далее сертификат регистрируется в реестре СДС, передается заявителю.
Узнать подробнее о сертификации предприятий общественного питания можно у специалистов «РИМТЕСТ» – консультации бесплатны.