Римтест > Сертификация > Сертификат ИСО 22000
Сертификация ИСО 22000 проводится в отношении системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП), функционирующей на предприятии. Процедура позволяет определить, соответствует ли выстроенная модель управления государственному или международному профильному стандарту ИСО/ ISO 22000. СМБПП проверяют после ее интеграции в работу фирмы. Официальный сертификат оформляется в системах добровольной сертификации (СДС).
Справка! Процесс изготовления продуктов питания должен организовываться по принципам ХАССП, частью которых считается СМБПП.
Внедрить систему менеджмента в Москве и провести ее сертификацию на соответствие стандарту (ИСО или ISO 22000) можно при содействии центра сертификации “Римтест”. Наличие собственной СДС («EAC Audit»), органа, имеющего аккредитацию ФСА, высокая квалификация специалистов, 20-летний опыт позволяет нам оперативно получать документы, необходимые для производства продовольствия.
Поможем оформить сертификат ISO 22000 как крупным компаниям, давно работающим в пищевой отрасли, так и начинающим индивидуальным предпринимателям.
Особенности сертификации ИСО 22000
Нормы безопасности продовольствия, которое реализуется на рынке ЕАЭС, утверждены в профильных техрегламентах Таможенного союза, основным из которых является ТР ТС 021/2011. Этот техрегламент содержит требования к пищевой продукции, условиям ее выпуска, хранения, транспортировки, продажи.
Внимание! В тексте ТР ТС 021/2011 указывается, что в обязанности организаций, связанных с продуктами питания, входит разработка и внедрение системы менеджмента, реализующей принципы ХАССП, оформление разрешительной документации на продовольственные товары.
После того как будет обеспечено стабильное управление компанией, возможно получение добровольного сертификата о соответствии ХАССП стандарту:
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (Системы менеджмента безопасности пищевой продукции).
- ISO 22000-2018 (Food safety management systems (FSMS)).
Сертификат ISO 22000 выдается по итогам проверки сертификационными органами, аккредитованными в Росаккредитации.
Содержание стандарта ISO 22000
Стандарт ИСО 22000 основан на ХАССП и содержит требования ко всем, кто трудится в пищевой отрасли, от поставщиков сырья до техперсонала в торговой точке. Документ определяет особенности управления объектом пищепрома с учетом всех опасных факторов, помогает организовать производство качественной и безопасной продукции.
В нормативе ИСО 22000 обозначаются требования к оборудованию, безопасности помещений, водоснабжению, сырью, полуфабрикатам, санитарной обработке цехов, рабочих поверхностей, тары, инструментов. В документе учитываются нормы для персонала, обеспечивающего производственный процесс, хранение, уборку, дезинфекцию.
Содержание стандарта построено таким образом, что, следуя его структуре, можно последовательно внедрить на производстве все положения ХАССП.
Сертификат ИСО 22000, оформленный после независимой оценки, подтверждает их использование и соответствие.
Отличие ИСО 22000 от ХАССП
ИСО 22000 — это стандарт, требования которого должны соблюдать организации, работающие с пищевой продукцией. Нарушение правил, утвержденных нормативным документом, ведет к применению административных мер воздействия, предусмотренных КоАП РФ:
- компании или индивидуальные предприниматели рискуют получить штраф, максимальный размер которого достигает 1 миллиона рублей;
- продукция предприятия подлежит изъятию из оборота;
- производство могут закрыть на срок до 90 дней.
ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points, HACCP — анализ рисков и критические контрольные точки) — это перечень принципов, которые обеспечивают выпуск качественных и безопасных продовольственных товаров.
Согласно ТР ТС 021/2011, задача производителя продуктов питания — внедрить СМБПП, то есть положения ИСО 22000. При этом в работе системы менеджмента должны учитываться ХАССП.
Сертификат ИСО 22000 / ХАССП подтверждает соответствие внедренной системы стандарту, помогающему реализовывать принципы ХАССП.
Подробнее об отличиях объяснят эксперты центра «Римтест» на бесплатной консультации.
Основные принципы ХАССП
Основополагающих принципиальных требований ХАССП, соблюдение которых помогает выпускать качественные и безопасные продовольственные товары, семь. Внедряя систему менеджмента безопасности пищевых изделий, компания должна:
- оценить потенциальные производственные риски, вероятность их появления, степень тяжести возможных последствий;
- выявить критические контрольные точки (ККТ) для каждого вида риска на всех этапах производства, превышение которых чревато опасными ситуациями;
- определить предельно допустимые показатели для каждой точки;
- обеспечить непрерывный мониторинг показателей (наблюдения, лабораторные измерения);
- разработать программу, позволяющую корректировать показатели при возникновении отклонений;
- разработать мероприятия для внутренних проверок компании на соответствие стандарту ИСО;
- вести журнал регистрации показателей.
Принципы ХАССП учтены в стандарте ИСО 22000, по которому внедряется СМБПП.
Кто проводит внедрение и сертификацию ISO 22000
Контроль за предприятиями, работающими с пищевой продукцией, осуществляет Роспотребнадзор. Организация оценивает соответствие компаний требованиям стандартов и санитарно-гигиенических норм согласно графику, но может провести и внеплановую проверку при появлении жалоб со стороны потребителей или возникновении внештатных ситуаций.
Прежде всего, функционирование СМБПП, учитывающей ХАССП, наличие всей сопроводительной документации обязательно для изготовителей продовольственных товаров и пищевых добавок. Но внедрение принципов ХАССП также необходимо предприятиям, которые занимаются упаковкой продуктов питания, логистическим компаниям, отвечающим за их хранение и доставку, оптовым и розничным торговым точкам.
Без внедрения стандарта ИСО и реализации ХАССП нельзя работать заведениям общепита, гостиницам, санаториям, образовательным учреждениям, медицинским организациям, оборудованным собственным пищеблоком.
Сертификация ISO 22000 проводится по инициативе руководства предприятия.
Преимущества от применения стандарта ИСО 22000
Внедрение ХАССП положительно сказывается на развитии предприятия:
- оптимизируются рабочие процессы;
- модернизируется применяемое оборудование;
- создаются благоприятные условия для хранения сырьевых материалов, готовых продуктов, инструментов;
- организуется обучение сотрудников, медицинские осмотры;
- строго соблюдают санитарные нормы.
Изготовитель документирует систему менеджмента безопасности пищевой продукции, составляет должностные инструкции, локальные акты, издает приказы. Все сотрудники должны ознакомиться с принципами ХАССП. Персонал отвечает за их реализацию в соответствии со своими должностными обязанностями.
Мониторинг показателей, ведение журнала учета, внутренние аудиторские проверки обеспечивают своевременное выявление неполадок и их устранение.
Работа по стандарту, реализующему ХАССП, и строгое его соблюдение помогает в успешном прохождении плановых проверок Роспотребнадзора.
Необходимые документы для сертификации ISO
Чтобы оформить сертификат ИСО 22000 при помощи специалистов компании “Римтест”, необходимо предоставить:
- заполненную заявку на сертификацию;
- карточку с реквизитами компании;
- ИНН, ОГРН;
- описание предприятия, занимающегося выпуском продовольственных товаров;
- ГОСТы, стандарт организации (СТО), технические условия (ТУ) или иной норматив, по которому изготавливается пищевая продукция на предприятии;
- документацию по внедренной на производстве системе менеджмента (программу производственного контроля (ППК), журналы учета показателей, акты внутренних аудитов, протоколы испытаний продуктов (ПИ), документы на сырье и используемое оборудование, штатное расписание, сведения о квалификации персонала, должностные инструкции);
- договор аренды или свидетельство о правах собственности на производственные помещения.
Точный перечень документов для получения сертификата ХАССП эксперты центра определят в процессе консультации с заявителем.
Этапы оформления сертификата ИСО 22000
Сертификация ИСО 22000 проводится последовательно, по установленном алгоритму. Сначала сертификационный орган проверяет представленную заявителем документацию на выпускаемые продукты питания и внедренную систему ХАССП.
Если товар соответствует нормам, эксперты выезжают на предприятие для проведения внешнего аудита. При положительных результатах инспекции производства составляется акт, на основании которого оформляется сертификат. Перед выдачей заявителю документ регистрируют в реестре под уникальным номером.
Срок действия сертификата ХАССП — 3 года. В течение этого периода аккредитованный орган проводит на предприятии ежегодный инспекционный контроль, цель которого — подтвердить, что условия производства продуктов питания не ухудшились и соответствуют стандарту ИСО 22000.
Содержание сертификата ИСО 22000
Сертификат ХАССП заполняется на специальном бланке. В документе указывают регистрационный номер и сведения:
- о системе добровольной сертификации, в которой оформили сертификат ISO;
- аккредитованном органе, выдавшем сертификат (наименование, регистрационный номер, контактные данные);
- сроках действия документа;
- предприятии, внедрившем систему менеджмента безопасности с учетом ХАССП (наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес);
- деятельности компании с указанием выпускаемых продуктов питания.
В добровольном сертификате делается запись о соответствии СМБПП стандарту, обозначается его наименование. Документ подписывается ответственными лицами (руководителем и экспертом аккредитованного органа), заверяется печатью.
Преимущества сертификации ИСО 22000
Независимая сертификация, которая реализуется по инициативе руководства фирмы, проводится для оценки соответствия СМБПП требованиям стандарта и принципам ХАССП, а значит служит гарантом безопасности и качества продовольствия, подтверждает, что производитель учитывает все риски в работе конкретного предприятия. В результате процедуры на упаковку можно наносить знак системы добровольной сертификации, наличие которого вызывает доверительное отношение покупателей, оптовых заказчиков, потенциальных инвесторов.
Сертификат способствует повышению конкурентоспособности фирмы и выпускаемого ассортимента, расширению географии сбыта, заключению новых контрактов на поставку. Наличие документа позволяет участвовать в государственных закупках, увеличивает шанс на их получение.
Крупные сетевые магазины предпочитают заключать договоры с поставщиками (производителями), у которых работоспособность системы ХАССП подтверждается официальным сертификатом.
Стоимость сертификации
Цены на сертификат ISO 22000 начинаются от 17000 рублей. Ценообразование процедуры сертификации зависит от нескольких параметров:
- вида деятельности сертифицируемой компании (например, изготовление продовольствия, транспортировка продуктов питания, заведение общепита);
- ассортиментного списка пищевой продукции, изготавливаемой на предприятии;
- численности персонала;
- наличия дополнительных производственных площадок;
- готовности документации по работе системы ХАССП.
Кроме помощи в оформлении сертификата ХАССП, эксперты центра «Римтест» помогут разработать тех. документацию (ТУ, этикетки, технологические регламенты, ТТК), окажут содействие в регистрации обязательных деклараций, получении протоколов экспертизы и испытаний образцов в лабораториях, маркировке отдельных видов продовольствия в системе мониторинга “Честный знак”, помогут зарегистрировать товарный знак и провести штрихкодирование.
Для уточнения деталей процедуры и стоимости сертификата ХАССП воспользуйтесь формой обратной связи на сайте, оставьте свой номер телефона и дождитесь звонка эксперта. Консультации специалистов центра «Римтест» бесплатные. Обращайтесь!