Лодкой называется судно, не превышающее 9 метров в длину. Их используют для хозяйственных нужд, транспортировки людей, проведения спасательных операций, занятий водным спортом, для ловли рыбы, организации туристических поездок и гонок. Это основные классификационные признаки лодок, применяющиеся для идентификации и сертификации этих средств передвижения по воде.
Согласно правительственному постановлению № 982 – документу, установившему требования безопасности моторных, гребных лодок, каноэ, яхт, катеров, проверяются эти суда на соответствие ГОСТУ 19356-79, установившему требования к проведению испытаний образцов.
Изготавливаться подобные малые суда должны в соответствии с требованиями ГОСТа 19105-79.
Резиновые надувные лодки сертифицируются в соответствии с ГОСТом 21292-89.
Как проводят сертификацию резиновых и каркасных лодок
Сертификация лодок проходит по стандартной схеме. Можно оформить обязательный или добровольный сертификат, на порядок прохождения проверки это не влияет.
Сначала подается заявление на сертификацию, в котором указываются названия суден, подлежащих проверке, реквизиты предприятия.
После получения, рассмотрения и одобрения заявки, заключается договор на проведение сертификационных работ, составляется план мероприятий, оговариваются схема сертификации, сроки, отбираются образцы лодок, что фиксируется в Акте отбора. Отбирают образцы для проведения испытаний суден – на прочность, устойчивость к различным внешним воздействиям. Проверяется также материал, из которого изготовлены лодки – он не должен содержать вредных для человека примесей, и быть предназначен для производства средств передвижения по воде. В зависимости от назначения лодки могут проверяться экономичность двигателя, грузоподъемность лодки, ее вместимость, надежность.
Все эти показатели указаны в соответствующих ГОСТах. Результаты испытаний фиксируются в протоколах – важных для вынесения решения о выдаче сертификата документах. Один из экземпляров протокола хранится у заявителя, второй передается в сертификационный центр.
После того, как будут завершены все работы, комиссия при сертификационном центре выносит решение о выдаче сертификата. Документ оформляют на защищенном бланке государственного образца, обязательно регистрируют и только после этого выдают заявителю.
Выдачей документа не ограничивается сертификация лодок. Если проверялось производство, а не определенная партия или одно судно, то предприятие ежегодно дополнительно проходит проверку соответствия. Длится она меньше, чем сама сертификация, но к ней нужно быть готовым. В том случае, если специалисты, выдававшие сертификат, обнаружат, что требования ГОСТов злостно нарушаются, сертификат может быть отозван. В этом случае придется исправлять нарушения и снова проходить проверку.
Перечень документов
Более точный и полный перечень документов можно получить в сертификационном центре после подачи и утверждения заявки. Количество документов зависит от того, какие лодки будут проверяться. Приведем стандартный список документов, требующихся для проведения сертификации:
- справка о присвоении ОГРН – документ подтверждает то, что предприятие зарегистрировано на территории России;
- справка о присвоении ИНН – документ подтверждает, что заявитель является налогоплательщиком РФ;
- договор аренды или покупки помещений, в которых производятся или хранятся в качестве товара каркасные или резиновые лодки;
- внутренние технические документы с деталировкой производственных процессов, описанием использующихся на производстве лодок расходных материалов и комплектующих;
- документы, сопровождающие сделку по продаже лодок. Подаются поставщиками суден или в том случае, если сертифицируется не серийное производство, а одна партия. Обычно требуются контракт на поставку и инвойс. Дополнительно могут быть запрошены накладная, упаковочный лист;
- нормативная документация, согласно которой производятся резиновые или каркасные лодки.
Выдают сертификат, обязательный или добровольный, на 1 или 3 года. Если производитель проверял одну партию или одно судно, то дата на документе не ставится, он перестанет действовать, когда средства передвижения, указанные в нем, будут реализованы.