Римтест > Маркировка продукции > Маркировка пива
Справка! Пиво — это напиток с пенистой структурой, который получают путем брожения сусла, приготовленного из солода, хмеля (или его производных), воды, а также дополнительно могут использоваться зерновые, сахаросодержащие ингредиенты. В процессе брожения образуется этиловый спирт — именно он придает продукту характерные свойства. Безалкогольным считается пиво с аналогичным вкусом, но с минимальным содержанием алкоголя, обычно не превышающим 0,5%.
Все участники рынка должны обеспечить прослеживаемость каждой единицы товара от производителя до конечного потребителя. Для этого на каждую бутылку или банку наносится уникальный цифровой код Data Matrix, зарегистрированный в системе ЧЗ.
Внимание! Пиво подлежит декларированию по техрегламентам ТС. Разрешительные документы оформляются до регистрации в государственной информационной системе (ГИС) ЧЗ.
Кто наносит код маркировки Честный Знак на пиво
Обязанность по нанесению маркировочных идентификаторов работает для всех участников оборота:
- изготовителей;
- импортеров;
- оптовых, розничных продавцов;
- дистрибьюторов;
- сегмент HoReCa (общепит, гостиницы, пр.).
Маркировка Честный Знак охватывает весь ассортимент пивной продукции, включая классическое пиво (в т.ч. безалкогольное), пивные напитки, сидр, медовуху, схожие категории товаров.
Не имеет значения вид упаковки или уровень содержания алкоголя — требования распространяются на всю отечественную или иностранную продукцию, подпадающую под соответствующую классификацию ОКПД2, ТН ВЭД.
В Москве организовать проверку слабоалкогольных и иных изделий, маркировочную процедуру помогут в центре Римтест.
Обзор законодательства для маркировки пива
Указанный процесс регулируется комплексом нормативных документов. Среди основных актов профильные постановления правительства России (ПП) №678 и №2173, определяющие порядок маркирования б/а и алкогольного пива соответственно. Кроме того, важную роль играют следующие акты:
- № 487-ФЗ — закрепляет обязательность участия в ГИС Честный Знак, предусматривает ответственность за нарушения;
- № 381-ФЗ — регулирует торговую деятельность в России;
- № 488-ФЗ — устанавливает правовую основу функционирования национальной системы маркировки;
- ПП № 515 — определяет порядок работы системы мониторинга;
ФЗ № 54 — описывает правила применения контрольно-кассовой техники при расчетах.
Дополнительно могут применяться другие нормативные документы, например, регулирующие электронный документооборот, торговый учет, пр.
Пиво, подлежащее маркированию Дата Матрикс
Заявление на регистрацию в ГИС лица, задействованные в обороте слабоалкогольного напитка, должны подавать с марта 2023 года, а для безалкогольного — с сентября 2024.
Этапы маркировки пива Честный Знак представлены в таблице:
Наименование | ТН ВЭД | ОКПД2 | Старт обязательной маркировки |
пиво солодовое с крепостью от 0,5 % до 8,6 % вкл., а также свыше 8,6 % пивные напитки | 2203 00 2206 00 | 11.05.10.120 11.05.10.130 11.05.10.160 | апрель 2023 г. — для продукции в кегах; октябрь 2023 г. — в стеклянной и ПЭТ-упаковке; 15 января 2024 — для товаров в остальных видах потребительской упаковки, в т.ч. алюминиевые банки. |
б/а пиво | 2202 91 | 11.05.10.110 11.05.10.160 11.07.19.129 | октябрь 2024 г. |
Под обязательное требование наносить идентификационные коды и регистрироваться в ЧЗ не попадает танковое пиво. Это напиток, который после варки сразу заливается в герметичный контейнер (танк) и доставляется в заведения общественного питания, где реализуется исключительно как разливное, без размещения в потребительскую упаковку. Также не нужно маркировать остальные его разновидности, которые не подпадают под указанные в таблице классификационные коды. Кроме того, вне требований остаётся крепкий алкоголь, за которым ведется учет через акцизные марки.
Внимание! В то же время напитки в кегах и любой потребительской упаковке, независимо от содержания алкоголя (в том числе свыше 7%), обязательно подлежат маркированию.
О сроках маркировки пива Честный Знак детальнее расскажут в центре Римтест. При необходимости наши сотрудники помогут пройти необходимые этапы.
Изменения в маркировочной процедуре в 2025 году
Вводятся новые этапы контроля, направленные на полную прослеживаемость продукции на всех стадиях товарооборота.
С 15 января стартовал запрет на реализацию немаркированного пива в потребительской упаковке. Любая продукция без Data Matrix-кода не допускается к продаже.
С марта для участников оборота становится обязательным использование в работе электронного документооборота (ЭДО). Все юридические лица обязаны передавать в ГИС данные о перемещении пива между компаниями и внутри собственных подразделений. Также нужно отчитываться о выводе продукции из оборота, если он происходит по причинам, не связанным с розничной продажей.
С мая производители обязаны включать в отчеты о нанесении средств идентификации Дата Матрикс сведения о первичном учетном документе, подтверждающим выпуск продукции, а также указывать процентное содержание этилового спирта в напитке.
С сентября начинается обязательный поэкземплярный учет всех единиц пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке. Это означает, что каждая бутылка, банка или иная тара должна отслеживаться отдельно с момента производства до вывода из оборота.

Как проходит маркировочный процесс
Для корректной работы с маркированным пивом участнику оборота необходимо пройти несколько этапов:
- Получить электронную подпись (ЭЦП) — обязательна для взаимодействия с государственными информационными системами.
- Пройти регистрацию в ГС1 РУС — для получения глобальных товарных номеров (GTIN).
- Создать личный кабинет в Честном знаке — через него заказываются и управляются Data Matrix-коды.
- Заполнить карточки изделий — необходимо внести полные сведения о продукции.
- Получить, разместить идентификаторы на товар — маркировка осуществляется до его выпуска на рынок.
- Проверить (подготовить) оборудование — фискальные регистраторы, кассы и ПО должны поддерживать работу с маркированной продукцией.
Также обязательно наличие разрешительной документации на пиво — без нее невозможно зарегистрироваться в ГИС.
Какие документы оформляются на продукцию
Для легального оборота пива необходима декларация соответствия требованиям технических регламентов ТС, а именно:
- 021/2011 — безопасность пищевой продукции;
- 022/2011 — правила ее маркировки;
- 029/2012 — безопасность добавок, ароматизаторов, вспомогательных веществ.
Во время декларирования проводятся обязательные лабораторные испытания по определенному набору показателей из техрегламентов. Например, оценивают:
- органолептические свойства (вкус, запах, цвет);
- физико-химические характеристики (алкоголь, сахар, кислотность, др.);
- микробиологию (наличие патогенных микроорганизмов);
- токсикологическая безопасность (вредные примеси), пр..
По результатам испытаний оформляется протокол, на основании которого регистрируется декларация на срок до 5 лет.
Внимание! Предприятия пищепрома обязаны внедрить систему ХАССП согласно регламенту ТС 021/2011. Чтобы подтвердить ее внедрение и использования оформляется сертификат ISO 22000.
Кроме нанесения Data Matrix, на этикетке пива должны присутствовать все потребительские сведения, включая:
- наименование продукции;
- состав;
- объем;
- производитель и его адрес;
- импортёр (при наличии);
- условия хранения;
- срок годности;
- зарегистрированный товарный знак (при наличии);
- данные о пищевой и энергетической ценности, прочая информация.
Кроме того, производитель может дополнительно оформить добровольные сертификаты, подтверждающие уникальные свойства продукции. Обычно их оформляют по ГОСТ или техусловиям изготовителя (при отсутствии подходящего госстандарта).
Также возможно зарегистрировать товарный знак, провести штрихкодирование, провести дополнительные испытания на соответствие ГМО, т.п.
Ответственность за нарушения правил маркировки
Отсутствие идентификационных кодов Дата Матрикс на пивной продукции влечет за собой штрафные санкции:
- для должностных лиц — штраф до 10 000 рублей;
- юридических лиц — до 300 000 рублей;
Продукция без маркировки подлежит изъятию из оборота.
В случае крупных нарушений или организации сговора возможна уголовная ответственность.
В центре Римтест оказывают содействие в реализации оценки товара и организации маркировочной процедуры с учетом установленных сроков и правил. Обращайтесь! Цена услуг эксперта центра начинается от 25 000 рублей. Стоимость маркировочных знаков зависит от необходимого количества.





