- Римтест
- >
- Маркировка продукции
- >
- Маркировка обуви
Процедура маркировки обуви в Честный Знак (ЧЗ) действует с лета (июля) 2020 года. Благодаря внесению информации в эту систему мониторинга товарный ассортимент прослеживается от этапа изготовления до момента продажи конечному потребителю.
Справка! Обувные изделия выпускаются для защиты ног от внешних воздействий и выполняют практические, эстетические функции.
Согласно ГОСТ 23251-83, обувь классифицируется по назначению на следующие категории:
- повседневная;
- модельная (выходная);
- пляжная;
- для активного отдыха и спорта;
- летняя;
- демисезонная;
- зимняя;
- для детей;
- прочие виды.
Маркировка обуви в государственной информационной системе (ГИС) ЧЗ создана для исключения контрафакта, повышения прозрачности обувного рынка, защиты прав потребителей, увеличение налоговых поступлений.
В сертификационном центре Римтест помогут провести маркировочную процедуру, предварительно получить разрешительную документацию на товар. Без них регистрация в ЧЗ невозможна.
Кто обязан наносить Честный Знак на обувь
Требование маркировать указанную категорию продукции действует в России в отношении всех участников оборота. К ним относятся:
- Производители (производственные предприятия) — наносят уникальные цифровые идентификаторы (знаки маркировки) Дата Матрикс на каждую выпускаемую пару обуви перед ее выпуском на рынок.
- Импортеры — до их ввоза в страну.
- Оптовые, розничные продавцы — должны реализовывать только маркированные обувные изделия продукцию, передавать информацию в ГИС.
В части технического оснащения для взаимодействия с системой Честный Знак предпринимателям потребуется приобрести технику для печати маркировочных знаков, компьютеры, специализированные программные обеспечения, кассовые аппараты, сканирующие и другие устройства.
Какая обувь подлежит маркировке
Обувные изделия, которые подлежат маркированию идентификаторами DataMatrix и регистрации в ГИС, регулируются ПП №860 и РП № 792-р. Среди них обувь:
- с резиновым или пластмассовым верхом, в т. ч. водонепроницаемая;
- текстильным или кожаным верхом;
- защитными металлическими подносками;
- специальная, в т.ч. ортопедическая;
- лыжная, спортивная, тренировочная.
Продукция имеет следующие коды по классификаторам ТН ВЭД — 6401, 6402, 6403, 6404 6405, по ОКПД2 — 15.20.11 (12-14), 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12.
Внимание! Не подлежит маркировке обувь, изъятая из оборота, находящаяся на складе временного хранения или в таможенном транзите, а также не предназначенная для продажи, ввозимая для личного использования.
Информацию о коде ТН ВЭД изделия можно найти в разрешительной документации (сертификате, декларации), подтверждающей его соответствие техническим регламентам ТС.
Как проходит маркировочная процедура
Процесс обязательной маркировки обувной продукции, согласно ПП №860, реализуется поэтапно:
- В июле 2020 г. — стартовало требование маркировать товар из категории «Обувь».
- До 1 июня 2021 г. — разрешили домаркировать обувные остатки (по полному атрибутивному составу).
- С 1 января 2022 г. — стало обязательным использование ЭДО для отгрузки, приемки маркированных изделий.
- До 31 марта 2023 г. — перемаркировка оставшейся обуви, описанной по упрощенному атрибутивному составу.
- С 1 апреля 2023 г. — аннулирование кодов идентификации, полученных при упрощенном описании продукции. Оборот такой обуви запрещается.
- С 1 ноября 2024 г. — поэтапное введение разрешительного режима на кассах (ККТ) для маркированной обуви. Розничная торговля должна обновить ПО для корректной работы с маркировкой.
Законодательная база, регулирующая правила, последовательность процедуры маркирования, кроме указанных распоряжений, постановлений правительства, содержит и другие нормативные акты, в т.ч. ФЗ № 488, 54, 487, пр.
Наши сотрудники предоставят подробный обзор законодательства в данной области, учитывая актуальные изменения.
Что такое перемаркировка обуви
До июня 2021 года участники товарооборота имели возможность маркировать товар по упрощенной схеме, которая включала ИНН, первые две цифры ТН ВЭД, «пол обуви» и страну производства. Однако в октябре 2022 года было подписано ПП № 1861, которое обязало перемаркировать обувь с упрощенным кодом до 1 апреля 2023 года.
Перемаркировка предполагает замену старого кода на новый. Это требуется, если средство идентификации не считывается, было аннулировано или информация о товаре не совпадает с реальной.
Чтобы перемаркировать обувь, необходимо провести инвентаризацию складских остатков, определить количество обувных пар, для которых нужно получить новые коды, проверить соответствие старых Дата Матрикс с данным в ГИС.
Подготовка к маркировочной процедуре
Предпринимателю, чтобы настроить процесс маркировки обуви в госсистеме мониторинга Честный Знак, требуется:
- Получить ЭЦП, реализовать обязательную проверку безопасности изделия и оформить разрешительную документацию.
- Пройти регистрацию в государственной системе, авторизовать личный кабинет (ЛК).
- Выбрать и заключить официальный договор с оператором ЭДО, чтобы обмениваться информацией (документами) с контрагентами, ГИС.
- Зарегистрироваться в «ГС1 РУС», получить коды GTIN на весь заявленный товарный ассортимент (для каждой позиции).
- Описать через ЛК ГИС реализуемую обувную продукцию в каталоге.
- Заказать, распечатать уникальные идентификаторы DataMatrix, разместить их на изделии, коробке / этикеточной надписи.
- Загрузить в ГИС информацию об отправке маркировочных кодов в оборот.
Изготовитель получает Дата Матрикс в ЧЗ, размещает средства идентификации на все заявленные изделия. При передаче обуви оптовику / рознице формируется УПД (от — универсальный передаточный документ) с кодами, что подтверждает вывод товара на рынок.
Импортеры маркируют изделие до таможни и ввозят его в Россию. Для этого они передают этикетки с кодами на склад или производство. При продаже также формируется УПД.
Оптовые поставщики и розничные торговцы получают уже промаркированный товар. При возврате продукта магазины должны заказать новые идентификационные коды для повторной реализации.
При получении обувных изделий продавец подписывает УПД, информация о товаре с Дата Матрикс заносится в систему мониторинга. Продукцию может принять только зарегистрированный продавец.
Внимание! Нужно заказывать новые маркировочные идентификаторы, если этикетка с уникальным идентификатором повредилась или потерялась.

Штраф за отказ от маркировки обуви
Торговля, оборот, в т.ч. хранение немаркированных подконтрольных изделий запрещается законодательством. За несоблюдение / игнорирование правил маркирования предусматриваются штрафы по статье 15.12 КоАП РФ:
- до 10 тысяч рублей — для должностных лиц;
- до 300 тыс. рублей — юридических.
Кроме того, немаркированная продукция подлежит изъятию из оборота. При крупных объемах незаконной реализации или сговоре возможна уголовная ответственность.
Обязательная оценка обуви перед маркировкой
Перед регистрацией в ЧЗ и нанесением кодов Дата Матрикс для обувной продукции необходимо провести проверку безопасности по техрегламентам ТС и оформить соответствующие разрешительные документы.
Взрослая обувь для женщин и мужчин:
- На такие изделия требуется зарегистрировать декларацию по требованиям технического регламента ТС 017/2011 по схемам 3д, 6д (серия) или 4д (партия). Документ оформляется по протоколам испытаний в личном кабинете заявителя на сайте ФСА с применением ЭЦП. Срок действия декларации — от 1 до 5 лет (серийный выпуск), для партии продукции — не указывается.
Детская обувь:
- Декларированию подлежат только валенки для детей. Процедура проводится в соответствии с ТР ТС 007/2011.
- На прочие детские обувные изделия, согласно этому же техрегламенту, требуется сертификат. Он выдается аккредитованным органом по схемам для серийного производства (1с, 2с) до 5 лет (на максимальный срок при наличии сертифицированной системы менеджмента качества по стандарту ISO), либо для партии (3с) бессрочно.
Справка! Спецобувь для защиты от различных воздействий подлежит оценке по техрегламенту ТС 019/2011, а для лечебной требуется госрегистрация в Росздравнадзоре.
Чтобы получить протоколы, обувь проходит проверку в лабораторных условиях по параметрам, установленным профильными нормативными актами. Например, оценивают:
- способность материалов «дышать» (воздухопроницаемость);
- соответствие размерной сетке;
- стойкость к истиранию;
- надежность крепления всех элементов;
- прочность, долговечность верхней части изделия, подошвы;
- присутствие вредных веществ в составе используемых материалов;
- прочие показатели.
После оформления обязательных документов предприниматель может дополнительно пройти добровольную сертификацию обуви. Независимая оценка позволяет проверить продукцию на соответствие ГОСТ или собственным техническим условиям (ТУ), что помогает подчеркнуть качество изделий и укрепить доверие покупателей. По желанию компании регистрируют также товарный знак, чтобы защитить используемый бренд, вносят продукцию в реестр Минпромторга.
Центр Римтест оказывает сопровождение при оценке, маркировании обуви. Поможем подготовить документацию, зарегистрироваться в ГИС Честный Знак, получить коды, вступить в ассоциацию ГС1 РУС. Стоимость услуг рассчитывается индивидуально.
Обращайтесь — проконсультируем по всем этапам оценки и маркировки обуви!





