Римтест > Маркировка продукции > Маркировка молочной продукции
Обязательная маркировка молочной продукции Честный Знак (ЧЗ) помогает убедиться в ее подлинности, отследить движение от завода до магазина, проверить характеристики, происхождение, наличие разрешительных документов — декларации соответствия или свидетельства о госрегистрации (СГР). Без разрешений не пройти регистрацию в ЧЗ.
Данная процедура началась 20.01.21 года как добровольный проект (эксперимент), а затем стала последовательно вводится в обязательном порядке для разных видов молочных продуктов.
В центре Римтест в Москве оказывают содействие в организации маркировочного процесса, рассказывают об особенностях работы с Честным Знаком, которые касаются производителей, розницы, общепита, иных участников товарооборота.
Справка! Молочная продукция — это пищевые товары, изготовленные на основе молока, его компонентов. Она может содержать побочные продукты переработки молока (кроме тех, что получены при производстве молокосодержащих изделий), но не включает немолочный жир, белок. В составе допускаются компоненты, необходимые для переработки молока.
Маркировка молочной продукции: нормативная база
Процесс регулируется рядом законодательных актов. Среди них Федеральные Законы (ФЗ):
- №54 — определяет порядок использования кассовой техники;
- №487 — вводит обязательные требования к маркировке, меры ответственности за их нарушение;
- №488 — разъясняет основные понятия, связанные с информационной системой, ее функционированием, пр.
Также применяется ПП России № 515 (регулирует работу системы мониторинга ЧЗ), РП № 792-р с перечнем изделий, подлежащих маркированию. Для молочной продукции введено отдельное Постановление № 2099.
Справка! Правила составления этикетки с потребительской информацией описываются в техрегламентах ТС 022/2011 и 033/2013.
Номенклатура маркируемого ассортимента регулярно дополняется, а нормативные акты обновляются.
Молочная продукция, подлежащая маркировке Честный Знак
Последовательное внедрение в России данной процедуры осуществлялось на протяжении 2021 года (согласно ПП №2099):
- С июня – запрещен ввод в оборот немаркированных сыров, мороженого.
- С сентября – под запрет попала немаркированная “молочка” со сроком хранения более 40 суток.
- С декабря – изделия с коротким периодом годности (до 40 суток).
С конца 2021 года продажа немаркированных изделий не допускается, а контроль за их подлинностью осуществляется через средства идентификации — Дата Матрикс.
Ниже представлен список товаров, который запрещается продавать без маркировочных кодов.
Изделие |
ТН ВЭД |
ОКПД2 |
Сыры |
0406 |
10.51 |
Мороженое, разные виды пищевого льда, с какао или без него (кроме десертов, мороженого, в составе которых отсутствуют молочные жиры и/или белок). |
2105 00 |
10.52 |
Остальная “молочка”: сгущенка, молоко, простокваша, сливки, йогурт, кефир, сыворотка, масло сливочное, пр. |
0401 0402 0403 0404 0405 2202 99 910 (950), (990) |
10.86.10.110 (140), (190) |
Определить, с какого времени маркировка Честный Знак молочной продукции предписывается для того или иного ее вида, возможно с помощью ТН ВЭД ЕАЭС / ОКПД 2, прописанных в обязательной разрешительной документации.
Что из “молочки” не подлежит маркированию
Под исключение попадают:
- Образцы для рекламы, маркетинговых кампаний (не для торговли).
- Товары для экспорта за пределы ЕАЭС.
- Изделия весом 30 и меньше граммов.
- Продукты, приобретенные по контрактам со статусом “государственная тайна” и транспортируемые в рамках таких сделок по РФ.
- Детское питание для малышей до трех лет, а также специализированного, лечебного, профилактического назначения.
- Продукция, упакованная вручную (на развес) в розничных магазинах (согласно ПП РФ №2099).
Кто участвует в маркировке Честный Знак
Процедур обязательна для следующих лиц, имеющих статус ИП или ООО:
- Изготовитель регистрируется в ЧЗ, заказывает коды, размещает их на упаковку. Отправляя продукцию дистрибьютору, оформляет электронный универсальный передаточный документ (УПД) с указанием всех цифровых идентификаторов. УПД передается через оператора ЭДО в информационную систему (ИС) и контрагенту.
- Импортер получает идентификационные коды в ЧЗ, передает их экспортеру для печати, нанесения на изделия. После прохождения таможни импортёр фиксирует в ИС ввод продукции из молока в оборот.
- Дистрибьютор сверяет Дата Матрикс на упаковке с указанными данными из УПД, подтверждает получение товара в ИС, а при отгрузке в розничные сети сопровождает партию электронным УПД.
- Розничный магазин фиксирует приемку маркированных изделий через ЭДО, передает сведения о продаже через онлайн-кассу в Честный знак.
- Общепит подтверждает получение молочных продуктов, а при использовании их в приготовлении блюд списывает маркировку с причиной «для собственного оборота». Если товар продается в упаковке, как йогурты, мороженое, её необходимо реализовывать через кассу.
Организации сферы HoReCa, а также детские сады, школы и больницы следуют тем же принципам работы с маркированными товарами, что и розничные продавцы. Их обязанности включают:
- Регистрацию в ЧЗ.
- С 1 декабря 2023 года — использование электронного документооборота (ЭДО) при получении и передаче маркированной продукции.
- Самостоятельное списание товаров из оборота с указанием соответствующего основания.
Аналогичные правила распространяются на фермеров с сентября 2024 года. Они обязаны маркировать товар, который продают напрямую покупателям либо в розницу.
Что дает маркировка молочной продукции
Процедура выполняет сразу несколько важных функций:
- Защита от подделок. Уникальный цифровой код позволяет отличить оригинальный товар от контрафакта. Покупатель может проверить подлинность продукта, просто отсканировав Дата Матрикс, и получить информацию о его происхождении, дате выпуска, производителе, пр.
- Прозрачность производства и продаж. Система отслеживает перемещение продукции от фермы до магазина, обеспечивая контроль качества на каждом этапе. Это снижает риск попадания на рынок некачественных, опасных товаров.
- Поддержка отечественного изготовителя. Честный знак помогает компаниям конкурировать с недобросовестными участниками рынка, выводя из оборота нелегальную продукцию. Это стимулирует развитие молочной отрасли, укрепляет экономику.
- Доверие покупателей. Возможность проверить подлинность делает выбор товара осознанным. Покупатели могут быть уверены в безопасности, качестве продукта, что повышает их лояльность к проверенным брендам.
- Развитие технологий. Чтобы работать с маркировкой, предприятия внедряют современные системы управления, новое оборудование, программное обеспечение. Это ускоряет цифровизацию отрасли, делает ее более конкурентоспособной.
Система ЧЗ не только защищает потребителей, но и делает рынок “молочки” более прозрачным и технологичным.

Как начать работу с Честным Знаком
Чтобы участвовать в системе, необходимо выполнить несколько обязательных шагов.
- Получение ЭЦП.
После работы с электронной подписью требуется установить на компьютер специальное программное обеспечение.
- Оформление разрешительных документов.
“Молочку” перед выпуском на рынок оценивают по требованиям техрегламентов ТС 033/2013, 021/2011, 022/2011, 029/2012. На большую часть изделий регистрируется декларация, на детское спецпитание — СГР.
Внимание! Предприятия пищепрома должны составлять и внедрять в работу принципы ХАССП, а также проводить все молочные товары в Меркурий.
- Регистрация в системе ЧЗ.
Регистрационный процесс реализуется на официальном сайте. Необходимо заполнить и отправить заявку. В течение 48 часов на почту придет подтверждение и ссылка для входа в личный кабинет (ЛК).
- Заполнение профиля, подписание документов.
В ЛК нужно заполнить данные о компании, ознакомьтесь с договорами и подпишите их с помощью ЭЦП.
Внимание! Для работы в системе без заказа кодов маркировки достаточно подписать только договор о подключении к ГИС МТ. Если требуется импорт или перемаркировка, необходимо подписать дополнительные соглашения.
- Вступление в ГС1 Рус, оплата пошлины, получение глобальных идентификаторов (GTIN-кодов).
- Добавление изделий в национальный товарный каталог.
Внимание! Все операции фиксируются в системе и контролируются государственными органами.
Правильное подключение к ЧЗ обеспечит бесперебойную работу с маркированными товарами, поможет избежать штрафов.
Как взаимодействуют Меркурий и Честный Знак
Процесс маркирования молочных продуктов требует контроля сразу двух систем:
- Честный знак — отвечает за генерацию Дата Матрикс и отслеживание продукции ны рынке.
- Меркурий — контролирует ветеринарные документы (эВСД), без которых невозможно реализовать “молочку”.
Справка! В ЧЗ каждую товарную позицию отслеживают поштучно с использованием индивидуального штрихкода Дата Матрикс, тогда как в Меркурии учет ведется партиями.
Связь между двумя системами обеспечивается автоматически. Когда производитель вводит товар в оборот, он указывает код идентификации и подтверждающий его ветеринарный документ. Это позволяет государственным органам отслеживать путь продукции, предотвращать нелегальный товарооборот.
Что требуется для работы с маркированными товарами
Для учета и реализации продукции, подлежащей маркировке, необходимо специальное оборудование:
- Онлайн-касса с поддержкой формата фискальных данных 1.2 и подключением к оператору фискальных данных (ОФД). Согласно 54-ФЗ, при продаже маркированных товаров касса должна фиксировать цифровые знаки, передавать информацию в ИС. Если касса не поддерживает этот формат, потребуется обновление ПО или замена устройства.
- 2D-сканер штрихкодов, который считывает Data Matrix-коды. Это необходимо для проверки маркировки, отправки сведений в систему.
- Принтер этикеток для печати маркировочных средств. Устройство должно поддерживать высокое разрешение, чтобы коды были четкими, легко считывались.
- Терминал сбора данных – мобильное устройство, которое позволяет сканировать Дата Матрикс, осуществлять информационный обмен с системой. Это значительно облегчает процесс учета, маркирования ассортимента.
Использование правильного оборудования помогает соблюдать требования законодательства, автоматизировать процесс работы.
Чем грозит отсутствие маркировки молочной продукции
Несоблюдение правил обязательной маркировочной процедуры чревато санкциями:
- Штрафами по КоАП РФ (статья 15.12) – наказание за производство, продажу товаров без средств идентификации.
- Санкции и уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ – применяется при незаконном выпуске, хранении или сбыте крупных партий немаркированной продукции, а также при совершении правонарушения по предварительному сговору.
Кроме штрафных санкций, товар без идентификационного средства может быть изъят из оборота, что приведет к финансовым потерям для бизнеса.
Чтобы избежать нарушений, необходимо своевременно зарегистрироваться в системе, организовать маркировочный процесс. В этом деле помогут эксперты центра Римтест. Стоимость услуг по регистрации в ЧЗ и вступлении в ГС1 РУС – 25 000 руб.
Обращайтесь, проконсультируем бесплатно!





