Маркировка косметики

фотоСроки оформления от 1 дня
фотоНизкие цены
фотоГарантии – 20 лет на рынке!
фотоКлиент всегда прав!
Задать вопрос специалисту
Аделина
Аделина
Специалист по сертификации


    Маркировка косметикиМаркировка косметики Честный знак (ЧЗ) реализуется для прозрачности товарооборота, защиты российских потребителей от подделок, контроля подлинности изделий.

    Согласно техническому регламенту ТС 009/2011, который регламентирует безопасность парфюмерно-косметической продукции, под таким ассортиментом понимаются продукты для кожи лица, тела, волос, полости рта, пр. Их назначение — очистка, ароматизация, уход, улучшение внешнего вида.

    Перед выпуском изделий на рынок предприниматели должна провести оценку безопасности по указанному техрегламенту, а в ряде случаев — обязательную маркировку косметики в ЧЗ. Это предполагает нанесение на упаковку уникального цифрового средства идентификации Data Matrix, отслеживаемого на всех этапах движения товара — от производственной площадки до покупателя. Для некоторых позиций еще реализуется пилотный проект по маркированию (эксперимент) с переходом в 2025 году в статус обязательной процедуры.

    Справка! Честный Знак — государственная информационная система (ГИС) мониторинга, направленная на защиту потребителей от фальсификатов. В ней хранятся сведения о каждой единице продукции: производитель, дата выпуска, состав, артикул, прочие сведения.

    Кто проводит маркировку косметики

    Обязанность маркировать косметическую продукции цифровыми идентификаторами Дата Матрикс распространяется на всех участников товарооборота:

    • Изготовители — должны наносить коды до поступления косметики в продажу.
    • Импортеры — до ввоза продукции в Россию.
    • Розничные продавцы, оптовики — обязаны реализовывать только маркированные товары и своевременно передавать информацию в систему мониторинга.

    Внимание! Без разрешительной документации, предварительно оформленных по техрегламенту ТС 009/2011, невозможно зарегистрироваться в ГИС и получить идентификационные коды.

    Нормативная база для маркировки косметики

    Для каждой категории продукции предусмотрен свой нормативный документ, устанавливающий порядок взаимодействия с ГИС, а также сроки и правила внедрения маркировочной процедуры. Так, например, для отдельных видов парфюмерно-косметических средств применяется постановление правительства России (ПП) № 1681.

    К ключевым правовым актам, регулирующим процесс маркировки, относятся:

    • № 54-ФЗ — определяет порядок использования кассовой техники при продажах;
    • ПП № 515 — описывает механизм функционирования ГИС;
    • № 381-ФЗ — регулирует торговую деятельность в стране;
    • № 488-ФЗ — определяет принципы построения системы маркирования в РФ;
    • РП № 792-р — содержит список подконтрольных изделий, подлежащих маркированию Дата Матрикс, регулярно дополняется другими товарными группами.

    Законодательная база периодически актуализируется в соответствии с расширением перечня контролируемых товаров.

    Косметика, подлежащая маркированию

    Категория продукции

    ТН ВЭД

    ОКПД2

    Статус

    Духи (масляные, спиртовые)

    3303

    20.42.11.110

    Маркировочная процедура обязательна с октября 2020 года

    Туалетная вода

    20.42.11.120

    Одеколоны

    20.42.11.130

    Мыло

    3401

    20.41.3

    Эксперимент, обязательная маркировка начнется в мае 2025 г.

    Средства для волос, бритья, дезодоранты и пр

    3305, 3307

    20.41.41, 20.42.16–20.42.19

    Эксперимент, процедура станет обязательной с июля 2025 г.

    Косметика, декоративные средства, уход за полостью рта

    3304, 3306

    20.42.12–20.42.15, 20.42.18

    Эксперимент, маркировка — с октября 2025 г.

    Оставшиеся на складах немаркированные изделия допускается реализовывать до конца их срока годности.

    С июля 2026 года вводится требование об использование электронного документооборота (ЭДО). Также участники рынка обязаны передавать в ГИС информацию о выводе продукции из оборота через кассу. В этот же период в универсальном передаточном документе (УПД) потребуется указывать количество товара и код GTIN, что соответствует ОСУ (объёмно-сортовому учёту).

    С 1 июля 2028 года стартует поэкземплярный учет: в УПД необходимо будет описывать все индивидуальные коды Дата Матрикс для каждой единицы продукции.

    Внимание! Маркировать не нужно выставочные образцы, тестеры, пробники до 5 мл, твёрдые, кремообразные духи, изделия, предназначенные на экспорт в страны ЕАЭС.

    Для точного определения статуса продукции следует использовать коды ТН ВЭД и ОКПД2, указанные в разрешительной документации. Если не получается самостоятельно  установить, подлежит косметика маркировке или нет, обращайтесь в центр Римтест.

    Устали читать статью? Наши специалисты готовы бесплатно вам все рассказать и объяснить по телефону.
    Аделина
    Аделина
    Специалист по сертификации

      Перезвоним вам за 10 минут.

      Как начать работу в ГИС ЧЗ

      Все участники оборота косметики, которая подлежит маркировке Честный Знак, обязаны пройти регистрацию в государственной системе. Для этого необходимо получить ЭЦП и заключить договор с оператором ЭДО — через него будет осуществляться обмен документами как с контрагентами, так и с самой ГИС. Далее необходимо:

      1. Зарегистрироваться в ассоциации «ГС1 РУС», чтобы получить на весь ассортимент коды GTIN (на каждую позицию).
      2. Через личный кабинет ЧЗ внести сведения о продукте в каталог.
      3. Заказать уникальные Data Matrix, распечатать их, разместить на каждую упаковку (этикетку).
      4. Загрузить в ГИС сведения о вводе маркировочных кодов в оборот.

      После выполнения этих шагов продукция может поступать к оптовикам и рознице.

      Для розничной торговли нужно:

      • Обновить кассовое оборудование (ККТ) для работы с ФФД 1.2. (форматом фискальных данных). 
      • Заключить договор с оператором ФД, чтобы сведения о реализованных маркированных продуктах автоматически передавались в ЧЗ.
      • Оснастить торговую точку необходимой техникой: считывающим Дата Матрикс сканером, принтером для печати этикеток, терминалом сбора данных.
      • Установить и настроить товароучетное или иное специализированное ПО (программное обеспечение), позволяющее вести учет маркированной продукции, формировать отчётность.

      Своевременная подготовка поможет избежать сбоев в продажах, исключить ошибки при переходе на обязательную процедуру.

      Чем грозит нарушение требований маркировки

      Хранение, продажа немаркированной косметику или иных товаров, запрещаются законодательством. За несоблюдение правил маркирования предполагаются ст. 15 12 КоАП РФ штрафные санкции:

      • до 10 000 рублей  — для должностных лиц;
      • до 300 тыс. руб. —  для юридических.

      Кроме того, обнаруженные немаркированные косметические изделия подлежат обязательному изъятию из оборота. При значительных объемах незаконной реализации возможна уголовная ответственность.

      Что оформляют на косметику

      Для косметических средств, парфюмерии, выпускаемых для взрослых потребителей, безопасность подтверждается через оформление декларации соответствия требованиям техрегламента ТС 009/2011. Этот документ обязателен как для отечественной, так и иностранной продукции, оформляется производителем или поставщиком до вывода на рынок.

      Схемы декларирования:

      • 3д — используются при серийном выпуске. Срок действия декларации по схеме 3д не превышает 5 лет.
      • 4д — применяется для отдельных партий, документ действителен до окончания срока годности изделия.
      • 6д — серия, требует наличия на производстве системы управления качеством, соответствующей стандартам GMP. При использовании этой схемы декларация регистрируют на срок до 7 лет.

      Хотя для большинства косметики предусматривается процедура декларирования, отдельные категории требуют государственной регистрации. Это касается, в частности, продукции, перечисленной в Приложении №12 ТР ТС 009/2011. Для таких товаров необходимо оформление СГР в Роспотребнадзоре.

      Дополнительно, после завершения обязательных процедур, производитель может пройти добровольную сертификацию. В этом случае качество и свойства продукции оцениваются на соответствие ГОСТ или техническим условиям (ТУ), разработанным для конкретного вида изделий. Такой подход помогает подтвердить преимущества продукции и повысить доверие со стороны потребителей.

      Обращайтесь в центр Римтест — поможет провести оценочные работы, организовать маркировочную процедуру. Стоимость экспертного сопровождения маркировки косметики — от 25 тыс. рублей. Готовы проконсультировать по всем вопросам.

      Сертификаты
      Рассчитать стоимость документа за 5 минут
      Полина
      Полина
      Специалист по сертификации