Маркировка безалкогольных напитков

фотоСроки оформления от 1 дня
фотоНизкие цены
фотоГарантии – 20 лет на рынке!
фотоКлиент всегда прав!
Задать вопрос специалисту
Аделина
Аделина
Специалист по сертификации


    Маркировка безалкогольных напитковОбязательная маркировка безалкогольных напитков Честный Знак (ЧЗ) — это мера, направленная на контроль качества продукции, борьбу с контрафактом, создание прозрачности товарооборота.

    Каждый участник рынка — изготовитель, импортер, оптовик, розничный продавец, заведения общепита — должен регистрироваться в ЧЗ и маркировать продукт уникальным цифровым кодом Data Matrix.

    Справка! Б/а напитки производятся на основе питьевой или минеральной воды, имеющей уровень минерализации до 1,0 г/дм³. Допустимое содержание этилового спирта в их составе не превышает 0,5%, а при использовании спиртосодержащего сырья – не более 1,2%.

    Перед тем как реализовать маркировку Честный Знак, необходимо подтвердить безопасность продукции через декларирование или госрегистрацию. Разрешительные документы, оформленные по результатам процедуры оценки, загружаются в российскую информационную систему, без них невозможно наладить работу по обмену данными, то есть получить доступ к личному кабинету (ЛК) в ЧЗ.

    Кроме того, в России действует акциз на сладкие виды напитков. Его размер составляет 7 руб / литр. Под налогообложение подпадают изделия, содержащие сахар, глюкозу, фруктозу, мед, сироп, а также более 5 г углеводов на 100 мл. Объемная доля спирта в таких продуктах не должна превышать 1,2%.

    Особенности маркировки безалкогольных напитков Честный Знак

    В сентябре 2023 г. вступило ПП (Постановление Правительства) России № 887, вводящее требование о регистрации участников рынка в ЧЗ и маркировании отдельных категорий б/а продукции.

    Уникальное идентификационное средство Дата Матрикс:

    • гарантирует подлинность, качество продукта;
    • снижает объем нелегального оборота;
    • защищает потребителей от контрафакта.

    Каждое изделие получает знак идентификации, который позволяет отслеживать его движение от производства до продажи, получать информацию о характеристиках, разрешительной документации.Для нанесения маркировочных кодов задействованные в товарообороте лица должны пройти регистрацию в ЧЗ. Это правило не распространяется на физлица без статуса ИП или ООО, они не могут участвовать в системе, маркировать кодами товар, инициировать оценку безопасности.

    Список напитков, подлежащих маркировке

    Процедур обязательна:

    • для кваса;
    • газировки;
    • нектаров;
    • морсов;
    • напитков, приготовленных из растительных компонентов: орехов, бобовых, злаков, пр.;
    • соков;
    • сокосодержащих изделий;
      энергетиков;
    • тонизирующих напитков;
      питьевой воды в потребительской упаковке (газированная или без газов, минеральная, с добавками, пр.).

    Требование не действует в отношении:

    • напитков для детского, спортивного, диетического питания (при наличии СГР);
    • свежевыжатых соков, замороженной соковой продукции;
    • концентратов;
    • рекламных образцов (не для продажи).

    Эксперты нашего центра помогут определить, нужно ли маркировать товар в ЧЗ.

    Законодательное регулирование

    Процедура маркировки безалкогольных напитков регулируется рядом нормативных документов. Среди основных:

    • ПП № 887 – порядок маркирования указанных продуктов, в том числе б/а вино;
    • ФЗ № 488 – законодательные основы системы маркировки в России;
    • ПП № 515 – правила функционирования системы мониторинга ЧЗ.

    Регулирующая база также охватывает ФЗ №54, что устанавливает порядок применения при расчетах ККТ, другие акты. Подробнее расскажут в центре Римтест.

    Сроки маркировки безалкогольных напитков Честный Знак

    Последовательность внедрения процедуры приводится в таблице ниже.

    Этап

    Тип упаковки

    Дата

    I

    полимерная (ПЭТ), стеклянная тара

    декабрь 2023

    II

    алюминиевые банки

    март 2024

    III

    кеги, Tetra Pak, картон, пр.

    июнь 2024

    После того как начала работать процедура обязательного маркирования для всех типов продукта, информационный обмен (отправка данных в систему) при первой отгрузке должен проводиться, согласно ПП 887, в формате ОСУ(объемно-сортовой учет).

    Изменения в маркировке напитков в 2025 году

    Относительно новых товарных групп:

    • С 10 февраля – в перечень маркируемой продукции добавляются энергетики во всех видах упаковки, которых ранее не было в списке. Полный перечень кодов ТН ВЭД /ОКПД2 указан в ПП № 97.
    • С 1 сентября – процедура маркирования распространяется на новые группы изделий, включая квасы, сладкие напитки, которые ранее не требовалось маркировать.
    • Сброженные продукты (ТН ВЭД 2206 00 590 9) исключены из списка, так как они относятся к алкогольной продукции.

    Вывод б/а напитков из товарооборота (в т.ч. кеги):

    • С 1 марта – компании должны фиксировать вывод изделий из оборота, включая продукт в кегах.
    • До сентября – допускается передача данных в ЧЗ по акту вывода с причиной «другое» при подключении кеги к оборудованию.
    • С сентября – при первом розливе розничный продавец в течение трех рабочих дней должен передать данные о выводе кеги целиком с причиной «реализация в розлив» / «фасовка».

    Частичный вывод кег не применяется – код списывается полностью при первом розливе, сканировать его на кассе не требуется.Порядок передачи данных по ЭДО:Ранее планировалось, что с 1 июня подакцизные напитки должны перейти на поэкземплярный учет. Но добавилось уточнение: если товар произведен:

    • до 31.05.25 г. — допускается передача данных в ОСУ;
    • с 01.06. 25 года — обязательно вводится поэкземплярный учет.

    Узнать о всех поправках, изменениях можно у экспертов Римтест.

    Какой маркировочный код наносится на б/а напитки

    Для отслеживания оборота продукции участники рынка наносят на каждую единицу уникальный идентификационный знак Data Matrix. Этот двумерный штрихкод содержит ключевые сведения о напитке: код товара (GTIN), серийный номер, код проверки, ключ защиты.Dата Матрикс помещается на саму упаковку или тару, этикетку, ярлык.Код невозможно удалить без повреждения упаковочного материала, а его генерация происходит исключительно через Честный Знак.

    Справка! Минимальный размер символа — 11×11 мм.

    Благодаря ЧЗ государство контролирует полный цикл обращения продукции – от производства или импорта до конечной реализации. Это минимизирует риски подделок, гарантирует подлинность товара для потребителей.

    Бесплатная консультация эксперта
    Андрей
    Андрей
    Специалист по сертификации

      Как проводится маркировочная процедура

      Сначала оформляется ЭЦП и разрешительная документация на продукцию. Затем реализуется:

      1. Регистрация в Честном Знаке – создание личного кабинета для работы в системе.
      2. Получение GTIN-кодов в системе ГС1 Рус для идентификации продукции.
      3. Создание карточек товаров – внесение информации в каталог.
      4. Заказ кодов маркировки Data Matrix через систему ЧЗ.
      5. Нанесение кодов на продукцию – перед выпуском в оборот.
      6. Ввод продукции на рынок, передача данных в ЧЗ.
      7. Вывод из оборота – при продаже через онлайн-кассу, списании по иным причинам.

      Стоимость полного сопровождения процедуры от 25 000 рублей. Цена кодов маркировки зависит от их количества.

      Что оформляют на б/а напитки

      Данные изделия относятся к категории пищевой продукции, поэтому их производство и реализация регулируются техническими регламентами ТС / ЕАЭС:

      • 021/2011 – устанавливает требования к безопасности пищевой продукции.
      • 029/2012 – регламентирует использование пищевых добавок, ароматизаторов, красителей, других компонентов.
      • 022/2011 – определяет правила маркировки продовольственных товаров.

      Кроме основных технических регламентов, на некоторые виды напитков распространяются дополнительные:

      • 023/2011 – применяется к сокам, нектарам, сокосодержащим напиткам.
      • 044/2017 – устанавливает нормы для минеральной, питьевой бутилированной воды.
      • 033/2013 – регулирует производство молочных продуктов.

      Практически на все разновидности б/а напитков получают декларацию соответствия. Она принимается и регистрируется через сервис Росаккредитации. Декларация оформляется на срок до 5 лет при серийном производстве.Для специализированных категорий продукции, таких как детские морсы, компоты, спортивные напитки, лечебная, природная минеральная вода требуется СГР (свидетельство о госрегистрации). Документ действует 5 лет.

      Справка! Дополнительно предприниматель может организовать независимую проверку качества изделий и получить добровольные сертификаты.

      Ответственность за нарушение правил маркировки

      За несоблюдение требований предусматривается изъятие немаркированной продукции из оборота и штрафы:

      • до 10 000 рублей для должностных лиц;
      • до 300 000 рублей для организаций.

      В случае выявления крупномасштабных нарушений возможно привлечение к уголовной ответственности.Нужна помощь в маркировке безалкогольных напитков Честный знак? Обращайтесь в наш сертификационный центр! Мы подскажем, как пройти процедуру, оформить декларацию или СГР, подобрать коды ТН ВЭД, ОКПД2.

      Сертификаты
      Бесплатная консультация эксперта
      Андрей
      Андрей
      Специалист по сертификации