Римтест > Маркировка продукции > Маркировка безалкогольных напитков
Обязательная маркировка безалкогольных напитков Честный Знак (ЧЗ) — это мера, направленная на контроль качества продукции, борьбу с контрафактом, создание прозрачности товарооборота.
Каждый участник рынка — изготовитель, импортер, оптовик, розничный продавец, заведения общепита — должен регистрироваться в ЧЗ и маркировать продукт уникальным цифровым кодом Data Matrix.
Справка! Б/а напитки производятся на основе питьевой или минеральной воды, имеющей уровень минерализации до 1,0 г/дм³. Допустимое содержание этилового спирта в их составе не превышает 0,5%, а при использовании спиртосодержащего сырья – не более 1,2%.
Перед тем как реализовать маркировку Честный Знак, необходимо подтвердить безопасность продукции через декларирование или госрегистрацию. Разрешительные документы, оформленные по результатам процедуры оценки, загружаются в российскую информационную систему, без них невозможно наладить работу по обмену данными, то есть получить доступ к личному кабинету (ЛК) в ЧЗ.
Кроме того, в России действует акциз на сладкие виды напитков. Его размер составляет 7 руб / литр. Под налогообложение подпадают изделия, содержащие сахар, глюкозу, фруктозу, мед, сироп, а также более 5 г углеводов на 100 мл. Объемная доля спирта в таких продуктах не должна превышать 1,2%.
Особенности маркировки безалкогольных напитков Честный Знак
В сентябре 2023 г. вступило ПП (Постановление Правительства) России № 887, вводящее требование о регистрации участников рынка в ЧЗ и маркировании отдельных категорий б/а продукции.
Уникальное идентификационное средство Дата Матрикс:
- гарантирует подлинность, качество продукта;
- снижает объем нелегального оборота;
- защищает потребителей от контрафакта.
Каждое изделие получает знак идентификации, который позволяет отслеживать его движение от производства до продажи, получать информацию о характеристиках, разрешительной документации.Для нанесения маркировочных кодов задействованные в товарообороте лица должны пройти регистрацию в ЧЗ. Это правило не распространяется на физлица без статуса ИП или ООО, они не могут участвовать в системе, маркировать кодами товар, инициировать оценку безопасности.
Список напитков, подлежащих маркировке
Процедур обязательна:
- для кваса;
- газировки;
- нектаров;
- морсов;
- напитков, приготовленных из растительных компонентов: орехов, бобовых, злаков, пр.;
- соков;
- сокосодержащих изделий;
энергетиков; - тонизирующих напитков;
питьевой воды в потребительской упаковке (газированная или без газов, минеральная, с добавками, пр.).
Требование не действует в отношении:
- напитков для детского, спортивного, диетического питания (при наличии СГР);
- свежевыжатых соков, замороженной соковой продукции;
- концентратов;
- рекламных образцов (не для продажи).
Эксперты нашего центра помогут определить, нужно ли маркировать товар в ЧЗ.
Законодательное регулирование
Процедура маркировки безалкогольных напитков регулируется рядом нормативных документов. Среди основных:
- ПП № 887 – порядок маркирования указанных продуктов, в том числе б/а вино;
- ФЗ № 488 – законодательные основы системы маркировки в России;
- ПП № 515 – правила функционирования системы мониторинга ЧЗ.
Регулирующая база также охватывает ФЗ №54, что устанавливает порядок применения при расчетах ККТ, другие акты. Подробнее расскажут в центре Римтест.
Сроки маркировки безалкогольных напитков Честный Знак
Последовательность внедрения процедуры приводится в таблице ниже.
Этап | Тип упаковки | Дата |
I | полимерная (ПЭТ), стеклянная тара | декабрь 2023 |
II | алюминиевые банки | март 2024 |
III | кеги, Tetra Pak, картон, пр. | июнь 2024 |
После того как начала работать процедура обязательного маркирования для всех типов продукта, информационный обмен (отправка данных в систему) при первой отгрузке должен проводиться, согласно ПП 887, в формате ОСУ(объемно-сортовой учет).
Изменения в маркировке напитков в 2025 году
Относительно новых товарных групп:
- С 10 февраля – в перечень маркируемой продукции добавляются энергетики во всех видах упаковки, которых ранее не было в списке. Полный перечень кодов ТН ВЭД /ОКПД2 указан в ПП № 97.
- С 1 сентября – процедура маркирования распространяется на новые группы изделий, включая квасы, сладкие напитки, которые ранее не требовалось маркировать.
- Сброженные продукты (ТН ВЭД 2206 00 590 9) исключены из списка, так как они относятся к алкогольной продукции.
Вывод б/а напитков из товарооборота (в т.ч. кеги):
- С 1 марта – компании должны фиксировать вывод изделий из оборота, включая продукт в кегах.
- До сентября – допускается передача данных в ЧЗ по акту вывода с причиной «другое» при подключении кеги к оборудованию.
- С сентября – при первом розливе розничный продавец в течение трех рабочих дней должен передать данные о выводе кеги целиком с причиной «реализация в розлив» / «фасовка».
Частичный вывод кег не применяется – код списывается полностью при первом розливе, сканировать его на кассе не требуется.Порядок передачи данных по ЭДО:Ранее планировалось, что с 1 июня подакцизные напитки должны перейти на поэкземплярный учет. Но добавилось уточнение: если товар произведен:
- до 31.05.25 г. — допускается передача данных в ОСУ;
- с 01.06. 25 года — обязательно вводится поэкземплярный учет.
Узнать о всех поправках, изменениях можно у экспертов Римтест.
Какой маркировочный код наносится на б/а напитки
Для отслеживания оборота продукции участники рынка наносят на каждую единицу уникальный идентификационный знак Data Matrix. Этот двумерный штрихкод содержит ключевые сведения о напитке: код товара (GTIN), серийный номер, код проверки, ключ защиты.Dата Матрикс помещается на саму упаковку или тару, этикетку, ярлык.Код невозможно удалить без повреждения упаковочного материала, а его генерация происходит исключительно через Честный Знак.
Справка! Минимальный размер символа — 11×11 мм.
Благодаря ЧЗ государство контролирует полный цикл обращения продукции – от производства или импорта до конечной реализации. Это минимизирует риски подделок, гарантирует подлинность товара для потребителей.

Как проводится маркировочная процедура
Сначала оформляется ЭЦП и разрешительная документация на продукцию. Затем реализуется:
- Регистрация в Честном Знаке – создание личного кабинета для работы в системе.
- Получение GTIN-кодов в системе ГС1 Рус для идентификации продукции.
- Создание карточек товаров – внесение информации в каталог.
- Заказ кодов маркировки Data Matrix через систему ЧЗ.
- Нанесение кодов на продукцию – перед выпуском в оборот.
- Ввод продукции на рынок, передача данных в ЧЗ.
- Вывод из оборота – при продаже через онлайн-кассу, списании по иным причинам.
Стоимость полного сопровождения процедуры от 25 000 рублей. Цена кодов маркировки зависит от их количества.
Что оформляют на б/а напитки
Данные изделия относятся к категории пищевой продукции, поэтому их производство и реализация регулируются техническими регламентами ТС / ЕАЭС:
- 021/2011 – устанавливает требования к безопасности пищевой продукции.
- 029/2012 – регламентирует использование пищевых добавок, ароматизаторов, красителей, других компонентов.
- 022/2011 – определяет правила маркировки продовольственных товаров.
Кроме основных технических регламентов, на некоторые виды напитков распространяются дополнительные:
- 023/2011 – применяется к сокам, нектарам, сокосодержащим напиткам.
- 044/2017 – устанавливает нормы для минеральной, питьевой бутилированной воды.
- 033/2013 – регулирует производство молочных продуктов.
Практически на все разновидности б/а напитков получают декларацию соответствия. Она принимается и регистрируется через сервис Росаккредитации. Декларация оформляется на срок до 5 лет при серийном производстве.Для специализированных категорий продукции, таких как детские морсы, компоты, спортивные напитки, лечебная, природная минеральная вода требуется СГР (свидетельство о госрегистрации). Документ действует 5 лет.
Справка! Дополнительно предприниматель может организовать независимую проверку качества изделий и получить добровольные сертификаты.
Ответственность за нарушение правил маркировки
За несоблюдение требований предусматривается изъятие немаркированной продукции из оборота и штрафы:
- до 10 000 рублей для должностных лиц;
- до 300 000 рублей для организаций.
В случае выявления крупномасштабных нарушений возможно привлечение к уголовной ответственности.Нужна помощь в маркировке безалкогольных напитков Честный знак? Обращайтесь в наш сертификационный центр! Мы подскажем, как пройти процедуру, оформить декларацию или СГР, подобрать коды ТН ВЭД, ОКПД2.





